?

Log in

No account? Create an account

Причём здесь шорты?

« previous entry | next entry »
Aug. 18th, 2014 | 12:06 pm

С них и начну, с шорт. Что такое шорты? Короткие брюки. Настолько короткие, что видно ноги. Ноги это нормально, у большинства людей есть ноги, в том числе у женщин. Когда женщина надевает шорты, ноги остаются на виду. А чем женские ноги отличаются, скажем, от рук? Руки не являются мерилом женской красоты, а вот ноги - да. Женщины это знают, пользуются этим знанием, интуитивно или осознанно.

В силу культурных особенностей российского общества женщины с детства начинают воспринимать себя, своё тело, свои ноги в качестве объекта. Этот объект можно оценить как более или менее привлекательный для субъекта - мужчины. Критерии привлекательности задаёт микс из традиций, глянца, рекламы, кино. Плюс пара капель от мамы, бабушки, школьного учителя… Помню, у нас в школе был медико-педагогический курс, ведущая курса приторговывала дешёвой косметикой и, подсчитывая деньги за пудру, поучала: «Девочки, икры и бёдра - это ваша сексуальность!» У меня ни было ни того ни другого в должном объёме, я волновалась. Личный опыт общения с мужчинами не подтверждал версию об икрах и бёдрах как мериле сексуальности, но я всё равно волновалась. На всякий случай перестала носить юбки с шортами - уж если я не сексуальна, так пусть никто об этом не узнает. Или же я перестала носить юбки чуть раньше, когда прочитала в журнале, что идеальные ноги женщины, если поставить их вместе, должны сходиться в трёх местах, а у меня в одном не сошлись… В итоге юбки не носила до двадцати пяти, а шорты решилась надеть только в тридцать три. Всё это выглядит глупо и смешно с позиции взрослой женщины, то есть меня теперешней. Но сколько я встречала взрослых женщин, которые прячут свои ноги по причине их некрасивости: « у меня плохие ноги», «кривые», «толстые» и т.д. Иными словами - «я недостаточно совершенна как сексуальный (и визуальный) объект».

Привычка воспринимать себя как объект встраивается в картину мира женщины настолько глубоко, что становится чем-то естественным, не требует расшифровок и не допускает сомнений. Я росла в провинциальном городе в девяностые годы, когда мужчины в адидасах и пиджаках фактически закрепили за собой статус хозяев общественных мест. Женщина, идущая по улице, автоматически становилась предметом оценок, потенциальной собственностью. Она могла услышать вслед от «Эй, красотка, где-взяла-такие-ножки, поехали со мной» до «Ну ты и убоище, топай отсюда». Эти слова всегда говорит мужчина, обращаясь к женщине, и никогда наоборот. В городе N., как и во многих российских городах в то время, женщина была не женщина, а тёлка. Из примечательного у неё: лицо, жопа, сиськи, ноги. Женщина, котороя уже встречалась с мужчиной, становилась его тёлкой, иногда женой, что не исключало наличие других тёлок. Если мужчина - человек авторитетный, его женщина получала иммунитет от приставаний в общественных местах. Такая модель отношений была и, насколько я знаю, остаётся частью локальной культуры. То что называется неблагозвучным американским словом харассмент - только верхняя часть айсберга.

Во многих российских регионах харассмент является нормой. О приставаниях в кафе, на работе, на улицах женщины рассказывают с гордостью. Логика такая: если мужчина хватает меня за жопу, значит, я привлекательна. Если это делает высокоранговый самец на красивой машине и владелец автозаправки, к тому же, значит, я не просто привлекательна - я чертовски привлекательна!

Женщины города N. умели распорядиться своими достоинствами, показывали «товар лицом». При этом подойти к мужчине и прямо сказать: «Ты мне нравишься, давай займёмся сексом» - табу. Нарушившая его - шлюха. Уважающая себя женщина должна соблазнять, не выходя из роли объекта. Для этого у неё есть необходимый арсенал - помада, каблуки, декольте, мини-юбка. В консервативных семьях девочкам запрещают пользоваться всем этим, чтобы не выглядели «слишком вызывающе» - это тоже свидетельство в пользу объектного статуса женского тела, ему приписывается способность провоцировать мужчин на агрессивное завоевание: «Изнасиловали? - сама виновата, в такой-то юбке!» По неписаному протоколу, право выбора отдано мужчине: он подходит первым, знакомится, предлагает встретиться. Даже когда речь идёт о вступлении в брак - лучше, если первым эту тему поднимет мужчина. В голодные времена, а девяностые были такими, для многих девочек из малообеспеченных семей внешняя привлекательность была возможностью вкусно поесть и одеться не в обноски. Существовало выражение «удачно выйти замуж» - за обеспеченного человека. Мои родители исповедовали другие ценности, постоянно повторяли: «ты всего добьёшься своим умом», что казалось мне чудовищной несправедливостью.

На уровне сознательного выбора я не присоединялась к субъектно-объектной модели гендерных взаимодействий. Но всё же оглядывалась на общепринятые практики. К счастью, они не повлияли негативно на мои отношения с мужчинами, а вот отношения с собственным телом могли бы быть и получше. Уехав из города N. в двадцать лет, я продолжала верить, что красота и жизненные перспективы напрямую связаны. Свои перспективы я оценивала очень и очень скромно. Казалось, решение выношу не только я, а ещё какой-то невидимый оценщик, на чьё мнение я вынужненно ориентируюсь. Это сплав внутреннего - то есть моей особой чувствительности ко всему прилетающему от мира, и внешнего - того, что именно летает вокруг. Я не могу снизить чувствительность - это дар, если хотите, пусть и с кучей побочных эффектов, отчуждению он не подлежит. А вот внешняя среда может меняться, посылать разные сигналы, по-разному воздействовать на самоощущение. Например, когда появилась возможность выезжать из РФ в Европу и Америку, я стала расколдовываться на время. В путешествиях цензор мой резко скукоживается и либо замолкает совсем, либо переквалифицируется в рационально мыслящего советника.

Отдельный рассказ о том, с какими реакциями я сталкивалась, когда люди узнавали о моих сложностях с восприятием внешности и ношением юбок. Встречала мнения, что это личный «бзик», а все объяснения - попытки отмазаться от необходимой в таких случаях «работы над собой». Любимая фраза моих близких: «Надо быть поувереннее», - на словах это элементарно, как два пальца. Ещё из популярного: «Нет у тебя проблем, ты себе надумала» и «Да ладно, хватит комплексовать, у тебя отличная фигура!» Стоп: какая разница, какая у меня фигура и насколько она хороша! Мой вопрос к себе не про фигуру в чистом виде, не про соответствие каким-то параметрам красоты, а про то, с каким отношением к своему телу я подсознательно борюсь.

Кроме объективации женского тела, в российском обществе очень низкая терпимость к инаковости, в том числе внешней. Когда я училась на психфаке, преподаватель (по специальной психологии, кажется) обронила фразу: «Вот как-то я встретила девушку с протезом в шортах - ну это было чересчур!» Получается, если у тебя что-то не так устроено, как у других - ноги, например - лучше прячь, чтобы случайно не поставить кого-нибудь в неловкое положение. То-то не видно инвалидов на наших улицах, как будто нет их в России. Да, не развита инфраструктура для перемещения людей с особыми потребностями (и - да, с ограниченными возможностями, к сожалению, как бы неполиткорректно это ни звучало), но ещё нет готовности у людей принимать инаковость, даже просто сталкиваться с ней взглядом.

Я немного ушла в сторону, возвращаюсь к своим т.н. комплексам и встречным реакциям. Во всех реакциях есть крен в сторону индивидуальной ответственности: твоя проблема - тебе и решать её, а на общее зеркало пенять нечего, ведь это ты там кривую рожу видишь, другие не видят. Наверно, такая точка зрения имеет право на существование. Но до тех пор, пока я не восстановила контекст, в котором вызрела «моя проблема», избавиться от неё не получалось.

Окончательно расколдовалась этим летом. Символом избавления от многолетних чар стали шорты. Для покупки созрела ещё в прошлом году, правда надеть так и не рискнула, разве что пару раз на прогулку с собаками. А в этом году влезла в шорты без скрипа - в другие, ещё короче, в Стокгольме. Было невыносимо жарко, люди вокруг в шортах, прекрасные… Незаметно в моей голове произошёл переход от закостеневшего «шорты - это когда видно (мои неидеальные) ноги» к европейско-человеческому «шорты - удобная летняя одежда для всех». Это новое ощущение себя-в-шортах мне удалось довезти до Москвы и пересадить на местную почву - пока живёт, я довольна. Ноги вообще ни при чём, как они выглядят - не важно. Моё тело принадлежит мне, оно - не сексуальный объект (до тех пор, пока я сама так не решу), не мишень для обстрела, не товар на продажу, не выставочный экспонат. Я могу выбирать любую одежду, не опасаясь ранить чьи-то эстетические или ещё какие-нибудь чувства. Это не «позволение себе быть несовершенной», о котором пишут в правильных книжках и статьях, нет, - это другое, живое, кайфовое, лёгкое состояние, когда вообще не оцениваешь себя: ты просто есть.

Link | Leave a comment |

Comments {35}

Disaster

(no subject)

from: _disaster
date: Aug. 18th, 2014 08:06 am (UTC)
Link

"Эй, красотка, где-взяла-такие-ножки" это же Ноги Руки Вверх! Что-то такое всплыло из памяти из отрочества в провинциальном городке:-)

Reply | Thread

doggydoom

(no subject)

from: doggytalking
date: Aug. 18th, 2014 08:09 am (UTC)
Link

Да, были времена) И нравы... Последние меняются, к счастью, но уж очень медленно:)

Reply | Parent | Thread | Expand

Disaster

(no subject)

from: _disaster
date: Aug. 18th, 2014 08:11 am (UTC)
Link

А слышала "ножки нужно показывать?" Тоже объектное очень.

Reply | Thread

doggydoom

(no subject)

from: doggytalking
date: Aug. 18th, 2014 08:15 am (UTC)
Link

Да, это маятник: с одной стороны, "плохие" ноги нужно прятать, с другой - если ножки хорошенькие, их грех не показать! Ещё есть связка "девушка=ношение юбок", юбка - видовой признак женщины наряду с длинными волосами. Мамы любят это педалировать: "Ну ты же девочка! Надень юбку!"

Reply | Parent | Thread | Expand

Лись

(no subject)

from: red_foks
date: Aug. 18th, 2014 08:13 am (UTC)
Link

Спасибо.

Reply | Thread

doggydoom

(no subject)

from: doggytalking
date: Aug. 18th, 2014 08:16 am (UTC)
Link

Вам спасибо, что читаете - длинно жеж пишу)

Reply | Parent | Thread

nasse

(no subject)

from: nasse
date: Aug. 18th, 2014 09:08 am (UTC)
Link

Ага.

Reply | Thread

снежный ком

(no subject)

from: cubata
date: Aug. 18th, 2014 10:41 am (UTC)
Link

я заметила, что на море примирение с несовершенство тела происходит весьма быстро. а спустя несколько дней после возвращения, оно куда-то пропадает.

Reply | Thread

doggydoom

(no subject)

from: doggytalking
date: Aug. 18th, 2014 10:52 am (UTC)
Link

Да, я тоже заметила. На море быть в минимуме одежды - нормально, общепринято. Потом, на море много чисто телесных, ощущенческих вещей, которые способствуют отключению самоцензуры - соприкосновения с водой, солнцем, ветром... А в городе восприятие тела идёт преимущественно через голову.

Reply | Parent | Thread | Expand

Рика

(no subject)

from: rica_aleshina
date: Aug. 18th, 2014 10:42 am (UTC)
Link

Сама себя всегда оценивала, чтобы было комфортно) Например, когда я на юге или в Москве жарко - могла спокойненько надеть шорты, но с возрастом длина моих шорт стала другой , чуть ниже . Мне самой неприятно смотреть на одряблости других, на свисающие мужские животы, бр. Если вы уже немолоды или так любите покушать, то маскируйте одеждой свои "прелести" .
А на кривизну или толщину, в нормальных пределах, не центнеровскую - я не реагирую. Мужчины, кстати, меньше критики имеют в наш адрес, чем нам кажется)

Reply | Thread

doggydoom

(no subject)

from: doggytalking
date: Aug. 18th, 2014 11:10 am (UTC)
Link

Мужчины тоже втянуты в субъектно-объектные гендерные практики. Я знаю мужчин, которые абсолютно счастливы со своими жёнами - дома, за закрытой дверью. Но в обществе они слегка стесняются жён - немолодых и нехудых, это заметно. Так ведут себя некоторые чиновники, например. Потому что в определённых кругах женщина - согласно неписаным законам, опять же - является атрибутом мужчины и может как повысить, так и понизить его статус.

Я спокойно отношусь к любым формам. Но как человек, занимающийся вопросами стиля, знаю и понимаю, почему люди хотят скорректировать свою фигуру с помощью одежды. Есть общественное мнение, есть стереотипы восприятия, которые не изменить в один день. Да и не хотят люди этим заниматься, тратить личное время. Бывают ситуации, когда проще сыграть на стереотипах. К счастью, есть нехитрые правила)

Edited at 2014-08-18 11:11 am (UTC)

Reply | Parent | Thread | Expand

Нина

(no subject)

from: foxin
date: Aug. 19th, 2014 04:36 am (UTC)
Link

Я пару лет как летом в городе не стесняюсь надевать юбки и шорты, а раньше всегда была установка: открыла ноги = выложила товар. И как же приятно, когда сама себя перестаешь оценивать постоянно!

Reply | Thread

doggydoom

(no subject)

from: doggytalking
date: Aug. 19th, 2014 11:19 am (UTC)
Link

Да, это хорошее ощущение:) Думаешь: как всё просто и как может вообще быть по-другому!

Reply | Parent | Thread

Лиса ^.^

(no subject)

from: fox_afterlife
date: Sep. 15th, 2014 02:57 pm (UTC)
Link

Не уверена что самокритичность в эстетических вопросах настолько плоха, как описано в статье... Возможно это беда провинции (я москвичка, поэтому многое что рассказывают про маленькие городки кажется дикостью). Но побывав на российском юге пару лет назад могу сказать одно, лучше одеваться в паранджу, чем так. Одежда это способ позиционирования человека в обществе, любого, независимо от пола. Одеждой бизнесмен сообщает окружающим что он бизнесмен, проститутка что она проститутка, официант что он официант. "Статус это количество перьев", это не имеет отношения к сексуальности, это то, что мы говорим о себе людям прежде, чем откроем рот.
Что говорит о себе заплывшая от ожирения женщина в купальнике, которая запросто идет по улице (не вдоль пляжа, а в городе)? Она говорит "мне наплевать на себя, наплевать на вас всех, я уродлива и горжусь этим". Это её право так позиционировать себя, но не думаю что стоит брать с неё пример. Есть разница между примирением с небольшими особенностями внешности такими как форма коленей или недостаточно полные икры ног и оголтелой любовью к себе, которую постоянно навязывают женские СМИ. Важно чтобы внешний вид был эстетичен, человек, предпочитающий удобство эстетичности находится в заведомо проигрышном положении, его не возьмут на хорошую работу, у него будет гораздо меньше выбора в личной жизни, большинство выгодных и удачных предложений будут просто обходить его стороной.

Не стоит забывать что внешность может быть удобным инструментом для достижения своих целей, а может просто данностью, с которой человек смирился и никакой пользы от неё нет. Полезно или удобно, вот в чем вопрос.

Reply | Thread

doggydoom

(no subject)

from: doggytalking
date: Sep. 16th, 2014 05:43 am (UTC)
Link

Спасибо, что не прошли мимо:) Текст не об одежде и не о форме ног - с ней всё в порядке, и конечно не о визуальной эстетике. Мой пост, да и ваш комментарий тоже, о том как общество воздействует на человека, о том как мы, люди, относимся друг к другу - вот где действительно много "несовершенств".

Reply | Parent | Thread

sable_fuzzy

(no subject)

from: sable_fuzzy
date: Sep. 15th, 2014 05:47 pm (UTC)
Link

прекрасный пост, спасибо

Reply | Thread

doggydoom

(no subject)

from: doggytalking
date: Sep. 16th, 2014 07:48 am (UTC)
Link

Спасибо)

Reply | Parent | Thread

Муза

(no subject)

from: museofdeath
date: Sep. 16th, 2014 07:59 pm (UTC)
Link

спасибо за такой прекрасный пост))
его давно следовало бы кому-нибудь написать

Reply | Thread

doggydoom

(no subject)

from: doggytalking
date: Sep. 17th, 2014 07:28 am (UTC)
Link

Спасибо) Рада, что вам созвучно.

Reply | Parent | Thread

Gremlin

(no subject)

from: gremlinmage
date: Sep. 29th, 2014 08:59 am (UTC)
Link

Очень правильный пост.

Я, кстати, встречалась (и у себя и у других) с таким раздвоением отношения к телу - есть "тело-для себя"- и в нем человеку хорошо и удобно, и есть "тело-для-других" - оно никогда не бывает достаточно хорошо и его надо все время улучшать и украшать, чтобы хоть как-то приблизиться к идеалу. И каждый раз, когда человек выходит на улицу, происходит это переключение. Вот дома мне было приятно и хорошо в своем теле, а среди людей - плохо и дискомфортно.

Reply | Thread

doggydoom

(no subject)

from: doggytalking
date: Sep. 29th, 2014 11:07 am (UTC)
Link

Я тоже встречала такое раздвоение. Причём, эти "другие", для которых тело, - нечто абстрактное. Реальные люди рядом могут сколько угодно говорить: "ты прекрасен", - это не срабатывает. Мы сами не понимаем, для кого пытаемся изменить себя, кому это нужно, если нам самим не нужно, нашим близким не нужно, но продолжаем сопоставлять себя с какими-то эталонами.

Reply | Parent | Thread

Mitas Maeglion

(no subject)

from: m_maeglion
date: Sep. 29th, 2014 10:43 am (UTC)
Link

мне всегда казалось, что дело не в том, что кто-то подумает что-то плохое о девушке и ее ногах, а скорее в том, плевать ли девушке на это вот "подумают". Я знаю одну девицу, которая в свое время прогуливалась в кошаных шортах и кожаном же лифчике - и плевала с большой колокольни на то что кто-то решит что она там девица легкого поведения, или что-то такое скабрезное вслед крикнет. Ей было так комфортно и прапильно - а остальное для нее не имело значения. Это, возможно, было обоснованно во времена "дядечек в малиновых пиджаках" - поскольку какой-то "не такой" вид с точки зрения таких дядей был чреват тем что тебя сгребут в охапку и увезут в неведомые дали, вне поля зрения сотрудников милиции. Сейчас, вроде бы, этот вопрос неактуален :)
Вообще я очень часто натыкался и натыкаюсь на позицию "что люди подумают" не только в вопросе женщин и их манеры одеваться. Манера покупать на последние деньги сверхмодный айфончик, например, тоже туда же относится - "а вдруг подумают, что я нищеброд!"

Reply | Thread

doggydoom

(no subject)

from: doggytalking
date: Sep. 29th, 2014 11:29 am (UTC)
Link

Мне кажется, проблема не сводится к простому вопросу "что подумают люди?" и желанию, чтобы подумали как-то позитивно, благосклонно. Мой личный вопрос, и про это есть в тексте, был в том, против какого отношения, против каких социальных порядков я выступаю, раз тема шорт и ног меня затронула. У разных людей кожа разной толщины, то есть одни мнее восприимчивы к миру, другие более. Дело точно не в логике и рассудительности: ты можешь прекрасно понимать цену стандартам и клише, но это не значит, что они перестают на тебя влиять. Я встречалась с позицией, что сомнения по поводу внешности есть только у непривлекательных женщин. Это, конечно, не так - можно быть форматно красивой и не соглашаться с тем, что красота считается чуть ли не мерилом женской ценности и что все женщины должны шагать строем в сторону красоты, внешней эстетики
- уж кто как может.

Reply | Parent | Thread